НА ГЛАВНУЮ
    САЙТА
СЕНСОРНЫЕ     ПРОЕКЦИИ
СОЦИАЛЬНЫЙ
    ДВОЙНИК
 ЧУВСТВО ПРИБЫЛИ
ДБР
КОНТАКТЫ
СЕНСОРНЫЕ ПРОЕКЦИИ мозга в субъективной жизни человека.

Геннадий Кондаков (март 2025 г.)

Используемые термины: ПРОЕКЦИЯ; ИНТРОЕКЦИЯ; ИМПРИНТИНГ; ЭМПАТИЯ; ПЕРСОНИФИКАЦИЯ; ИДЕНТИФИКАЦИЯ; КОГНИТИВНАЯ КАРТА; ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ; СЕНСОРНЫЕ ПРОЕКЦИИ.

Логика

Психология - термины субъективного мира человека;
Перечисление терминов, их авторов, смысловое наполнение;
Субъективное восприятие этих смыслов со стороны субъекта «Я»;
Сенсорная проекция как основа субъективного мира;
Вывод - сенсорная проекция не заслужено не замечается в смыслах всех психологических терминов;
Результат практический - комплексное решение - сенсорная проекция несет в себе как грузовик и сенсорные и эмоциональные и когнитивные уровни субъекта.
В этой заметке я хочу рассмотреть субъективную сторону становления личности через примеры формирования обратных связей главного органа нервной системы человека (мозга).

Есть много вопросов и мои размышления, дающие некоторые ответы на них.

Выдающиеся мировые авторы психологических наук и знаменитые философы-исследователи человеческого сознания, в разное время, вводили терминологию, при помощи которой они обозначали тот или иной феномен субъективного мира человека. Некоторые из этих феноменов, устойчивы, повторяемы и проверяемы в процессе психологических опытов и экспериментов. Некоторые термины пересекаются друг с другом по смысловой нагрузке. Некоторые считаются существующими фрагментарно и не подтверждаются в результате повторяющихся экспериментов. В любом случае мы имеем дело с историей накопления опыта в области изучения субъективного мира человека. И как известно любой опыт, рано или поздно, приводит к формированию комплексного восприятия и понимания изучаемого явления.

Попробуем так-же объединить различные феномены, которые проявляются в субъективном мире человека в комплексную и взаимосвязанную картину. По крайней мере мой личный опыт, требует такого подхода. Видимо это нужно для обнаружения наиболее удобного (с практической точки зрения) использования различных методик, нацеленных на личностное развитие, самосовершенствование, преодоление психологических барьеров.

ПРОЕКЦИЯ

Термин «ПРОЕКЦИЯ» впервые был использован З.Фрейдом в его концепции защитных механизмов психики. В дальнейшем мы встречаем этот термин в работах К.Юнга. И в результате появления психологической концепции проекций, американский психолог Г.Мюррей уже предложил специальные тесты для диагностики психологических состояний.

В работе «Влечения и их судьба» (1915) З. Фрейд дал общее определение, согласно которому проекция проявляется, когда Я изгоняет внутри себя всё, что доставляет неудовольствие, и помещает во внешний мир, приписывая другим людям, то, что ранее было частью Я.

Для наглядности я перенес данный смысл на рисунок (Рис.1). Под «ТЕНЬЮ» понимается вытесненная сторона личности, то есть то, кем личность быть не хочет настолько, что отрицает эти качества в собственном осознании.

Рис.1 ПРОЕКЦИЯ
«Я отлично отношусь к этим людям (человеку, животному), но они относятся ко мне совсем не по доброму»

«От этого стола (этого дерева) явно веет угрозой»

Исследователи психологических проекций так-же рассматривали, этот субъективный механизм, с точки зрения того, что он может работать и как способ привязанности к объекту проецирования. То есть переноса на объект приятных, привлекательных субъективных свойств, которые видимо желанны для человека, но остаются вне его личного осознания.

ИНТРОЕКЦИЯ

Один из единомышленников З.Фрейда, венгерский психоаналитик Шандор Ференци, создал учение об интроекции (1909). Этот термин описывает тот-же психический механизм, что и в проекции, но с обратным вектором. Когда личность, на бессознательном для себя уровне, проецирует на себя нечто внешнее. Это могут быть ценности, установки, особенности поведения других людей (интроекции) (Рис.2).

Рис. 2  ИНТРОЕКЦИЯ
С одной стороны ИНТРОЕКЦИИ могут помочь личности в области адаптации, а с другой могут работать как защитный психический механизм. В любом случае его можно считать важнейшим инструментом социализации личности, когда общепринятые нормы, ценности, правила поведения, «подгружаются» в психику задолго до того, как начинают осознаваться.

И ведь именно на основе интроекций человек может чувствовать какие именно ценности и правила поведения ему лучше подходят для жизни в целом.

Так-же, в своей смысловой основе, термин «ИНТРОЕКЦИЯ» пересекается с этологическим термином «ИМПРИНТИНГ». В нем подразумевается глубинное запечатление живого существа внешнего объекта и способа взаимодействия с ним. И это запечатление настолько глубинное, что оказывает влияние на дальнейшее поведение, выбор взаимодействия, с подобными объектами, в течение всей жизни животного. В смысловом отношении можно считать, что импринтинг и интроекция имеют одну общую природу.

ЭМПАТИЯ

Термин введен англо-американским психологом Эдвардом Титченером (1927), создателем структурной психологии. И в работах многих именитых психологов, психотерапевтов, психиатров, этот термин использовался для описания феномена восприятия и осознанного понимания чужих эмоций (Рис.3).

Рис 3. ЭМПАТИЯ
Смысловое наполнение термина «ЭМПАТИЯ» заключается в следующем - один человек осознанно, и с разной степенью силы, или понимает или чувствует те эмоции, которые наблюдает у других людей. С разной степенью силы означает шкалу от варианта эмпатического слушания до варианта полного погружения в эмоциональное состояние другого человека. Главной отличительной особенностью ЭМПАТИИ является то, что человек осознает, что эти эмоции не являются его собственными, а исходят от другого человека, или других людей.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

Американский психолог, последователь психоанализа З.Фрейда, основатель интерперсонального психоанализа Гарри Салливан, использовал термин «ПЕРСОНИФИКАЦИЯ» для описания такой психологической проекции, когда неодушевленным предметам, природным явлениям и силам приписываются человеческие свойства (Рис.4).

Рис. 4 ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
Как ребенок создает себе воображаемого друга в детстве, или приписывает одушевлённые черты своей любимой игрушке. Или как современный «Робинзон» делает из футбольного мяча собеседника и самого настоящего друга, потеря которого приносит ему тяжелейшие страдания. Или примеры общения с духом огня, родника, горы, ветра, солнца и т.д.

В понимании персонификации, считается, что она работают так-же и в направлении людей. Когда ранее сформированный в психике одушевленный шаблон проецируется не только на неодушевленные предметы или явления, но и на образы других людей (живых или умерших) создавая своеобразную обратную связь от них, с которой можно взаимодействовать.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Понятие, которое впервые использовал З.Фрейд в своей работе «Групповая психология и анализ Эго» (1914). И в дальнейшем этот термин использовался для описания психопатологий личности, формированию привязанностей, возникновению нарциссизма, проявлению оговорок, и процесса личностного развития в целом.

Смысловое наполнение термина можно описать следующим образом - это сознательное или бессознательное отождествление с другим человеком или объектом, в котором происходит перенос свойств и особенностей другого человека на себя и, как правило, перенос своих желаний и устремлений на другого (Рис.5).

Рис. 5 ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Пример мамы и ее ребенка тут будет весьма уместным. С одной стороны мама может идентифицировать себя с ребенком, перенимая от него чувство молодости, детскости, подражая его движениям, мимике, интонациям чтобы лучше понять его желания. А с другой стороны, в этом же процессе идентификации, мама стремиться поуправлять поведением ребенка, приписать ему свои личные качества или желания.

Можно сказать, что идентификация происходит так, как будто мы переносим свое сознание в тело другого человека (или объекта) или наоборот, одеваем тело и сознание другого человека (или объекта) на свое собственное, как бы отождествляясь с ним, смешивая свою субъективность с его субъективностью.

КОГНИТИВНАЯ КАРТА

Термин «Когнитивная Карта» предложен американским психологом Э.Толменом в работе «Когнитивные карты у крыс и человека» (1948).

Его смысловое наполнение связано с тем как человек размещает образы вокруг себя или выстраивает их в определенной последовательности. К примеру маршрут своего будущего движения, или восприятие окружающей обстановки (Рис.6).

Рис. 6 КОГНИТИВНАЯ КАРТА
Такие карты могут создаваться, видоизменяться, приобретать разные масштабы.

Это довольно знакомое для любого человека внутреннее действие, привычное и осознаваемое. Чаще всего мы называем этот процесс мышлением.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Важнейший термин для описания развития личности в психологии и также для описания процессов при помощи которых мозг человека управляет его телом.

В психологии, термин обратная связь, широко используется в теории коммуникации между людьми. И означает он ответную реакцию человека, или группы людей. на получаемую информацию или совершаемое действие (Рис.7).

Рис. 7 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поступок человека может быть подвергнут осуждению со стороны других людей или наоборот, может ими быть поддержан. Оба этих варианта реакции являются обратной связью для того, кто этот поступок совершил. И на основании этой обратной связи, человек как-то корректирует свое поведение или в направлении скрытого поведения или в направлении открытого.

Таким образом, обратную связь используют как инструмент коррекции поведения людей в социальных масштабах. И конечно-же такие явления как обструкция, социальный контроль, оценка, буллинг, санкции, награды, звания, поощрения, являются формами обратной связи, при помощи которых «шлифуется» поведение человека в коммуникациях с другими людьми.

Рис. 8 БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
И в этом же смысле предлагаю рассмотреть обратные связи биологического характера (Рис.8). В нейробиологии изучаются процессы взаимодействия мозга и физического тела. И в общих чертах они так-же работают по принципу обратной связи. Когда мозг создает электромагнитную проекцию сигналов в физическое тело, получает от него обратную связь и на базе этих данных формирует новую проекцию, до тех пор, пока не будет найден оптимальный вариант реагирования в конкретных условиях. Он и закрепляется как готовая форма реакции (рефлекс). Пример собаки Павлова тут будет как раз кстати.

СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР

А теперь собственно комплексный взгляд на вышеперечисленное. Что можно отнести к субъективному миру человека? Конечно-же это не само физическое тело, не сам мозг, и не те внешние сигналы, которые воспринимаются физиологическими рецепторами. Это все то, что человек ощущает, чувствует, понимает. Все то, что образуется в результате обратных связей, проекций, интроекций, идентификаций, персонификаций, когнитивных карт. Все то, что называется ощущениями, эмоциями, мыслями, и их взаимовлиянием, взаимным пересечением, наложением друг на друга.

При этом, в самом субъективном мире можно выделить сенсорный уровень, который включает в себя ощущения, чувства, субъективное восприятие запахов, звуков, образов, тактильных сигналов. Эмоциональный уровень, включающий в себя то, что называется позитивной или негативной оценкой. Когнитивный уровень, в котором человек мыслит. Все эти уровни неотделимы друг от друга, и представляют из себя единый субъективный мир личности (Рис.9).

Рис. 9 СУБЪЕКТИВНЫЙ  МИР
В этом субъективном мире находится тот самый субъект «Я». И именно привязка субъекта к любому из этих уровней позволяет по разному воспринимать и интерпретировать и окружающий мир и саму жизнь. К примеру человек, у которого субъект идентифицирует себя с когнитивных уровнем, убежден, что только мысли, образы, понятия, логика являются важными и именно из них состоит его жизнь. А тот кто идентифицирует себя с эмоциональным уровнем, делит все происходящее на оценочном уровне негатива или позитива. Идентификация же с сенсорным уровнем фокусирует субъекта так, что вся жизнь состоит из ощущений и чувств.

Кажется, что эти уровни можно отделить друг от друга. Но это не так. Наш мозг собирает информацию об окружающем мире именно через сенсорную систему. И именно сенсорная система в итоге, является основой для дальнейшей эмоциональной (оценочной) и когнитивной реакции. Идентификация субъекта с сенсорным уровнем субъективного мира позволяет снизить влияние эмоционального и когнитивного уровня, и дает больше данных и больше вариантов по управлению обратными связями. В тоже время эмоциональный уровень делит сенсорный на позитив и негатив, отсекая часть возможностей по восприятию и по вариантам управления обратными связями. А уже на когнитивной уровне субъект выстраивает вектора мышления от негативных сенсорных ощущений к позитивным.

Таким образом мы видим своеобразную иерархию субъективного мира человека, где когнитивность является следствием эмоциональности, а эмоциональность является следствием сенсорности.

СЕНСОРНЫЕ ПРОЕКЦИИ

Если объединить такие понятия как обратная связь и сенсорный уровень субъективного мира, то мы получим универсальный проекционный механизм, который формирует все те явления и феномены, которые я перечислил в этой заметке, и так-же огромное количество других психологических эффектов, которые вы можете прочитать в психологических теориях и концепциях.

Рис. 10 СЕНСОРНЫЕ ПРОЕКЦИИ
СЕНСОРНЫЕ ПРОЕКЦИИ - это естественный психологический процесс, который как грузовик везет на себе и эмоциональность и когнитивность личности. В основе сенсорных проекций та самая обратная связь, аналогичная той, которая образуется в физическом теле, но распространяемая дальше, за пределы физического тела (Рис.10).

Благодаря таким сенсорным проекциям субъективный мир как-бы прорастает в мир объективный. Стремится создать обратные связи с объектами, людьми, понятиями, знаниями, коллективными архетипами. Ощутить все это. Придать этому эмоциональную значимость и поддержать таким образом ментальные процессы.

Рис. 11 ПРИСУТСТВИЕ В ПРОЕКЦИИ ВСЕХ ТРЕХ УРОВНЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО МИРА
Посмотрите на понятие ПРОЕКЦИЯ и ИНТРОЕКЦИЯ. Разве в этих психологических явлениях нет сходства? Конечно есть. Мы наблюдаем формирование устойчивой обратной связи с объектами (людьми) в окружающем мире. Когда часть сенсорного уровня в виде проекции переносится на наблюдаемый объект вместе с эмоциональным и когнитивным сопровождением (Рис.11). Или когда интроекция части сенсорного уровня становится основой для эмоционального и когнитивного реагирования самого субъекта.

Рис. 12. ПРИСУТСТВИЕ В ЭМПАТИИ ВСЕХ ТРЕХ УРОВНЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО МИРА
А ЭМПАТИЯ, ПЕРСОНИФИКАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ разве не содержат в себе тот-же самый механизм обратной связи части сенсорного уровня с проекцией на уровнь эмоциональный и когнитивный? Конечно содержит. В эмпатии он достаточно явный, так как осознается и позволяет в начале почувствовать а затем воспроизвести эмоцию (Рис.12). В персонификации он уже в готовом виде существует одновременно на сенсорном, эмоциональном и когнитивной уровне и ждет своей проекции на внешний носитель, чтобы его одушевить и получать от него обратную связь. В идентификации задействуется сам субъект, который проецирует себя в субъективное сенсорное отражение объекта, чтобы на его основе возникла эмоциональная и когнитивная реакция.

Рис. 13. ПРИСУТСТВИЕ.СЕНСОРНЫХ ПРОЕКЦИЙ В КОГНИТИВНЫХ КАРТАХ
Так же можно заметить присутствие сенсорного и эмоционального уровня в том как формируются КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ (Рис.13). Как выстраиваются мысленные образы в своих предпочтительных (эмоциональных) последовательностях с уже сформированными сенсорными характеристиками.

К примеру в том как оценивается окружающая обстановка, в которой человек может чувствовать себя уютно, или наоборот не очень. Как формируется предпочтительный маршрут движения. Как происходит планирование изменения ландшафта, строительства дома, достижение намеченной цели. Явно в этом когнитивном процессе, уже заложена и эмоциональная и сенсорная реакция.

Можно даже сразу предположить, что любые изменения сенсорных проекций сразу приведут к коррекции и перестройке когнитивных карт, так как фигуры (образы) из которых они формируются начнут нести в себе новые элементы обработанные на эмоциональном уровне субъективного мира. Ну как, например, ментальная расстановка мебели в новой квартире, сформирована и «утверждена» на всех трех уровнях, и вдруг в мебельном магазине попадается что-то, что меняет всю концепцию заполнения пустого пространства, и вот уже появляется новая когнитивная карта, с серьезными изменениями как на эмоциональном так и сенсорном уровне.

Вывод - СЕНСОРНЫЕ ПРОЕКЦИИ, как совокупность механики обратных связей и сенсорного уровня субъективного мира человека, способны стать основой для комплексного понимания всей человеческой субъектности. И конечно-же это понимание приведет к тому, что управление сенсорными проекциями (со стороны субъекта) способно производить перестройку и модификацию как эмоционального уровня так и когнитивного.

Это означает, что развивать собственную личность, перестраивать свои привычные реакции более эффективно, не на уровне мыслей или эмоций, а именно на сенсорном уровне в сочетании с обратными связями из которых и формируется вся рефлекторная поведенческая база человека.

Список источников:

Савельев С.А. Морфология сознания в 2 т/ ВЕДИ - 2021- с 45-90;
Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я»/ Зигмунд Фрейд; пер. с нем., Я.М.Когана, И.Д.Ермакова - Спб.: Азбука, 2023 - с 10-110
Юнг К.Г. Реальное и сверхреальное: [сборник]/ Карл Густав Юнг; [перевод В.Желнинова]. - Москва: АСТ, 2023 - с 79-185;
Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. Пер. с нем. И.В.Стефанович, М.:Университетская книга, Per Se, 2000 г.
Титченера Э.Б. Очерки психологии. Спб, 1898. с. 117-129
Салливан Г. Интерперсональный психоанализ. - СПб., 1999
Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека/ Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. с 63-69
СОЦИАЛЬНЫЙ ДВОЙНИК (ЭДИК) человека в терминах психоанализа и социальной психологии.

Геннадий Кондаков (Март 2025)

Логика:

терминология позволяющая дать общее представление и описание феномена СОЦИАЛЬНЫЙ ДВОЙНИК (ЭДИК);
описание становления идентичности на базе накопления субъективного опыта без его осознания;
теория 6 рукопожатий как пример эксперимента, способствующего пониманию;
избирательное внимание и взгляд «цифровая гора»;
описание возможности опосредованно воспринимать собирательный образ поведения другого человека в субъективном мире (СОЦИАЛЬНЫЙ ДВОЙНИК (ЭДИК)).
В этой заметке я хочу, в общих чертах, дать описание такого феномена как СОЦИАЛЬНЫЙ ДВОЙНИК человека. Думаю, что этот феномен можно также называть и общественным двойником, и коллективным, и эгрегориальным двойником (ЭДИК), кому как нравится. Но будем придерживаться терминологии, которую сегодня используют практикующие психоаналитики, социальные психологи, этологи, биологи.

Надо сказать, что понимание феномена СОЦИАЛЬНЫЙ ДВОЙНИК человека уже давно созрело. Особенно в век бурного развития облачных технологий, где создание цифрового двойника человека - это вопрос уже ближайших лет.

А у меня, как у исследователя, накопился многолетний практический опыт наблюдений за этим явлением, и возможность его охарактеризовать, систематизировать, и как-бы «открыть глаза» на его присутствие всем, кто его еще не замечает. В своем первоначальном описании СОЦИАЛЬНОГО ДВОЙНИКА, я буду использовать следующие основные термины - ИНТРОЕКЦИЯ (психоанализ), ПРОЕКЦИЯ (психоанализ), ИМПРИНТИНГ (этология), ИДЕНТИФИКАЦИЯ (психоанализ, социальная психология), ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (психоанализ, нейробиология, социальная психология), ЭМПАТИЯ (психоанализ, социальная психология), ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (психоанализ), РЕФЛЕКСЫ (биология). Этих терминов вполне достаточно, чтобы показать своеобразную «математику» явления СОЦИАЛЬНЫЙ ДВОЙНИК и понять его природу.

Начну пожалуй с самого начала - рождения нового человека.

Как всем нам известно, рождается новый человек весьма беззащитным. А потребности тела как-то удовлетворять надо. В связи с этим, этологи обратили внимание на такое явление как ИМПРИНТИНГ (запечатление (Рис. 1)).

Рис. 1 ИМПРИНТИНГ
Глубинное запечатление образов живых существ находящихся рядом, и создание с ними устойчивой инстинктивной обратной связи как с объектами, при помощи которых можно удовлетворить свои базовые потребности для выживания.

В результате импринтинга запечатлевается не только образ самого объекта, но и образ взаимодействия с ним, который приводит к результату. Под результатом подразумеваю удовлетворение любой физиологической потребности - жажда, голод, холод, боль и т.д.

Наверное всем понятно, что обнаруженный способ удовлетворения потребностей становится основным и заставляет психику нового человека реагировать на запечатленных живых существ как фигуры, которые желанны и обязательны для поддержания с ними постоянной и устойчивой обратной связи.

Также, в общем понятно, что к любым другим фигурам, появляющимся в поле восприятия (при условии отсутствия базовой фигуры), наш малыш применяет тот-же, ранее запечатлённый способ взаимодействия. Так начинается знакомство с миром, находящимся за пределами физического тела.

Постепенно количество таких фигур возрастает, мир усложняется. Это происходит в связи с тем, что базовая фигура взаимодействует с другими живыми существами и с различными предметами. А наш малыш, естественно, следит за базовой фигурой, и таким образом «знакомится» с растущим разнообразием. Можно предположить, что импринтинг продолжается, или распределяется по этим фигурам с разной степенью интереса. Тут мы уже можем использовать вместо импринтинга термин ИНТРОЕКЦИЯ (см. ниже).

Интроекция образа поведения от других людей проявляется естественным образом в повторении их мимики, жестов, слов, движений, более сложных действий. А ИДЕНТИФИКАЦИЯ с таким «срисованным» поведением, придает чувство идентичности, и становится частью характера.

Опустим некоторый отрезок времени, в котором этот процесс продолжается, и перейдем к человеку взрослому, в котором, в результате таких интроекций и идентификаций, наш герой стал чувствовать себя свободно, освоив более менее сложное поведение по отношению к разнообразным объектам внешнего мира (Рис.2).

Рис. 2 СОЦИАЛЬНАЯ ИНТРОЕКЦИЯ + ИДЕНТИФИКАЦИЯ + ИДЕНТИЧНОСТЬ
Давайте поразмышляем сколько, характерных для других людей образов действий, накопил в себе наш герой в результате такого процесса? Много скажете вы и будете совершенно правы. Можно даже сказать, что весь характер нашего героя - это микс из «скопированных» интроекций от других людей. И так как наш герой полностью идентифицирует себя с этим миксом, он считает этот набор собственным, естественным, своим характером.

Попробуем рассмотреть это наглядно (Рис. 3). Вот допустим вы впервые знакомитесь с 30-ти летним Иваном. Наш Иван является носителем разных людей, с которыми он взаимодействовал в своей жизни и отразил их характерные поведенческие черты. Некоторые такие отражения закреплялись долго, с многократным повторением. Некоторые запечатлелись в период проживания сильных фрустраций. Некоторые были восприняты негативно и запечатлены без идентификации с ними. Некоторые отражены, но еще не воспроизведены в поведении. Посчитать их вы не сможете на рациональном уровне. Вы просто воспринимаете поведение и образ Ивана комплексно, целиком. Запечатлевая его образ, невербальные проявления, специфику реагирования.

Рис.3 ИНТРОЕКЦИЯ КОМПЛЕКСА ИНТРОЕКЦИЙ
Как в том анекдоте, когда два друга смотрят на бескрайнюю степь и один другого спрашивает: - Ты видишь суслика? второй отвечает: - Нет не вижу. Первый утвердительно качает головой: - И вот я тоже его не вижу, но он там ЕСТЬ!!!! (Рис.4).

Рис. 4  СУСЛИК
Можно ли объяснить это генетической программой поведения? Вероятно нет. Генетическая предрасположенность к разным способностям безусловно есть. И она зависит от морфологии головного мозга. А вот образам взаимодействия с объектами внешнего мира конечное мы учимся в основном на бессознательном уровне, при помощи импрингингов, интроекций, идентификаций, проекций, эмпатий, персонификаций.

Постулируем: 1. Любой (живой) контакт с другим человеком строится по принципу обратной связи с целью удовлетворения актуальных потребностей; 2. При любом (живом) контакте с другим человеком происходит обмен интроекциями, проекциями, эмпатиями, идентификациями, персонификациями как правило на бессознательном уровне общения; 3. В каждом (живом) контакте с другим человеком взаимно происходит опосредованное «знакомство» с теми людьми, которые оказали влияние на собеседника и были импринтированы в его поведение.

Это конечно напоминает структуру ДНК молекулы, но не связано с ней информационно. Так-же как в ДНК присутствует вшитая история ранее живших существ, которые приспосабливались к своей среде обитания и закрепляли эти приспособления в своих телах. Так и в субъективном пространстве человека (и общества) отражается история накопления шаблонов поведения других людей, опосредованно через ближайшее социальное окружение. Закрепляется эта история на уровне автоматизмов и социальных рефлексов. И пока человек жив, он является их носителем, активно передавая свой (чужой) опыт новому поколению. Мы социально тоже размножаемся!

Самое интересное, что к этому пониманию прийти достаточно просто. Достаточно вспомнить «Теорию 6 рукопожатий».

В 1969 году, два американских социальных психолога Стэнли Милгрэм и Джеффри Трэверс, опубликовали данные своего эксперимента под названием «Теория 6 рукопожатий». По их утверждению, каждый современный человек опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых, в среднем состоящую из пяти человек (Рис.5).

Рис.5 ТЕОРИЯ ШЕСТИ РУКОПОЖАТИЙ
Для определения достоверности этой теории они провели эксперимент в двух американских городах. Произвольным жителям одного города было роздано 300 конвертов, которые надо было передать определенному человеку, живущему в другом городе. Условие - конверты передаются только через своих знакомых и родственников. До конечного адресата дошли 60 конвертов и расчеты этих связей показали, что в среднем каждый конверт прошел через пять человек.

Выводы очевидны - в социальных связях существуют закономерности, которые поддаются математическому анализу извне. Но с точки зрения отдельного человека и его субъективного восприятия такой анализ чрезвычайно энергозатратен.

Ну не будем же мы в самом деле, при живом общении, проводить анкетирование собеседника для выявления всех людей, которые оказали на него свое влияние, чтобы понять с кем именно мы разговариваем. Да и попытка анкетирования населения через социальные сети встречает естественное народное сопротивление, по тем же причинам - энергозатратности процесса.

Но ведь мозг человека обладает свойством избирательного внимания. Когда из широкого спектра внешних сигналов, создающих сенсорные ощущения, избирательно доходят до сознания только некоторые. В доказательство данного утверждения приведу пример известного научного эксперимента с вертикальными и горизонтальными линиями (1970 год, социальная психология, Колин Блейкмор и Дж. Ф. Купер (Рис. 6)).

Рис.6 ЭКСПЕРИМЕНТ ВИЗУАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ
Новорожденных котят размещали в разные визуальные условия. Одних в пространство состоящее только из вертикальных линий, других в пространство, состоящее только из горизонтальных линий, третьих в смешанное пространство. Котята, которые вырастали в окружении вертикальных линий, в дальнейшем, реагировали только на вертикально расположенные объекты, а котята, выросшие в окружении горизонтальных линий реагировали только на горизонтально расположенные предметы. Те, кто вырос в смешанном пространстве, реагировали соответсвенно и так и так.

Надо заметить, что при дальнейшей стадии экспериманта, когда животные размещались в обычную среду где есть и вертикальные и горизонтальные и другие формы объектов, восприятие постепенно восстанавливалось на полноценное.

Что позволяет сделать вывод о том, что способность воспринимать избирательно сохраняется, но расширяет себя и на другие, имеющие значение объекты.

Эксперимент показывает, что принцип обратных связей по отношению не только к телу, но и к объектам внешнего мира, работает постоянно. И в субъективном пространстве личности он также продолжается.

Еще одна известная всем область тестирования пригодности к определенным видам деятельности - картинки определяющие способность видеть разные цвета. Современные медики таким образом определяют наличие дальтонизма (Рис. 7).

Рис. 7 ТЕСТОВЫЕ КАРТОЧКИ
И вот теперь, набрав достаточно материала для описания феномена СОЦИАЛЬНОГО ДВОЙНИКА человека, я могу вам наглядно показать как это работает.

Взгляните на эту художественную картину (Рис. 8). В структуре нарисованой горы, при ее приближении, можно увидеть, что она полностью состоит из известных нам цифр и формул. При этом человек может просто смотреть на гору, а может переключиться на поиск конкретных цифр в ее структуре, что не отменяет тот факт, что он продолжает смотреть на эту же гору. Назовем такой взгляд «ВЗГЛЯД ЦИФРОВАЯ ГОРА».

Рис. 8 ЦИФРОВАЯ ГОРА
Это означает, что способность переключать субъективно внимание и фокусироваться на отдельных элементах изображения, является нормой для субъективного мира человека.

В субъективном мире этот процесс выглядит примерно так - «А попробую ка я найти в этой горе только цифры 9», и поддерживая, на когнитивной уровне, цифру 9, как своеобразный шаблон, происходит формирование обратных связей с похожими цифрами уже в структуре самой горы. И вот, с течением времени, в субъективном мире наблюдателя, происходит формирование комплекса обратных связей, которые выстраиваются как на уровне когнитивном, так и на уровне сенсорном и эмоциональном. Система приходит к равновесию (шаблон - когнитивный уровень - эмоциональное обозначение желаемой цели - устойчивые обратные связи на сенсорном уровне - эмоциональное подтверждение достигнутого). Все, наш субъект теперь видит гору, которая нарисована только цифрами 9.

Зададимся вопросом, а могут ли разные субъекты, используя разные когнитивные шаблоны, видеть одну и туже гору нарисованную разными составляющими? Ну конечно (Рис.9).

Рис. 9 ВЗГЛЯД ЦИФРОВАЯ ГОРА
Иван решил поискать в горе цифру 9, а его друг Сергей решил поискать в горе цифру 7. И через некоторое время, после формирования устойчивого восприятия в субъективном мире, Иван уже «видит» цифровую гору нарисованную девятками, а Сергей «видит» эту-же цифровую гору нарисованную семерками.

Перенесем это понимание на коммуникацию между людьми. Мы уже знаем, что в результате импринтингов, интроекций, проекций, идентификаций, персонификиций, в субъективном пространстве человека можно обнаружить присутствие не только тех людей, с которыми он лично знаком, но и тех людей, которых он лично не знал и не знает, но они были примером для формирования характерных поведенческих реакций его ближайшего окружения. Добавим к этому пониманию способность избирательного внимания, то есть применим к этой системе связей «ВЗГЛЯД ЦИФРОВАЯ ГОРА».

И вот мы получаем явление СОЦИАЛЬНОГО ДВОЙНИКА (ЭДИК). Изобразим это наглядно (Рис. 10).

Рис. 10 СОЦИАЛЬНЫЙ ДВОЙНИК (ЭДИК)​
Таким образом вы сейчас должны понимать, что процесс сборки коллективного образа конкретного человека может происходить, в субъективном мире наблюдателя, даже без его личного знакомства с этим человеком. Но, конечно, развитие такой способности требует тренировки и нагрузки на неокортекс. Это первый барьер в такой способности. Второй барьер связан с отсутствием в социальной среде навыков такого восприятия, что приводит к банальной избирательности мышления в сторону восприятия социума как обычной «горы», а вовсе не «цифровой».

Называть этот феномен можно по разному. СОЦИАЛЬНЫЙ ДВОЙНИК человека, КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДВОЙНИК человека, ЭГРЕГОРИАЛЬНЫЙ ДВОЙНИК человека (эгрегор - от слова «агрегат» - что-то состоящее из составных частей).

Я привык называть его ЭДИК (сокращенно от Эгрегориальный Двойник). Но большему количеству людей будет понятнее СОЦИАЛЬНЫЙ ДВОЙНИК.

Словарь используемых терминов:

ПРОЕКЦИЯ - это общий психологический механизм, с помощью которого субъективные содержания переносятся на объект.

ИМПРИНТИНГ - форма обучения в психологии и этологии, например «реакция следования» птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом.

ИНТРОЕКЦИЯ - Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и прочего (интрое́ктов).

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ - приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира.

ЭМПАТИЯ - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.

ИДЕНТИЧНОСТЬ - осознание человеком самого себя посредством набора устойчивых характеристик. Идентичность является ответом на вопрос «Кто я?».

СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР - комплекс сенсорных, эмоциональных, когнитивных процессов, доступных для субъективного восприятия личности.

СОЦИАЛЬНЫЙ ДВОЙНИК (ЭДИК) - собирательный образ конкретного человека имеющий коллективную (социальную, эгрегориальную) природу.

Список источников:

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. / МЦНМО, 2023 - с 12 - 120;
Савельев С.А. Морфология сознания в 2 т/ ВЕДИ - 2021 - с 45-90;
Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я»/ Зигмунд Фрейд; пер. с нем., Я.М.Когана, И.Д.Ермакова - Спб.: Азбука, 2023 - с 10-110
Юнг К.Г. Реальное и сверхреальное: [сборник]/ Карл Густав Юнг; [перевод В.Желнинова]. - Москва: АСТ, 2023 - с 79-185;
Вавилова Е.С. Нетворкинг для разведчиков. Как извлечь пользу из любого знакомства / Москва: Эксмо, 2024 - с 35 - 74;
Клейман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты./ - 5-е издание - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019 - с 44 - 61;
Бродбенд Д., Джоунс Д., Вассерман Д. Человеческий фактор. Т 2 / Москва: МИР - 1991 - с. 30 - 115.
Чувство Прибыли как комплекс поведенческих рефлексов и его природа в терминах психоанализа и социальной психологии.

(заметка в разработке)
Дополненная Биологическая Реальность как среда обитания для субьективности современного человека в терминах психоанализа и социальной психологии.

(Заметка в разработке)
НА ГЛАВНУЮ
     САЙТА
ОБ АВТОРЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ППРАКТИКУМЫ
КУРСЫ
КОНСУЛЬТАЦИИ
8 (913) 453-24-60
Связь в соц. сетях: